- Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
- Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
- Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
- Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
- Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
- Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
- Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
- Официальный перевод МСФО ОС. Разработка методических материалов по внедрению гармонизированных с МСФО ОС федеральных стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора
- Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
- Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
- Нужно ли что-то менять?
- Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
Основные подходы к разработке методики нормативного подушевого финансирования школ в Республике Казахстан
Декабрь 2011 года
Концептуальной основой нормативного подушевого финансирования общего среднего образования является установка о том, что государство должно финансировать предоставление образовательной услуги одинакового качества всем детям без какой-либо дискриминации, независимо от социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья ребенка, или каких-либо иных обстоятельств, в том числе места жительства.
Это не означает, что затраты государства на предоставление образовательной услуги всем детям должны быть одинаковыми. Более того, это означает как раз обратное: все дети должны иметь доступ к услугам одинакового качества, независимо от того, каких это требует затрат от государства. Стоимость предоставления образовательной услуги стандартного качества в разных географических и социальных условиях может отличаться в разы. Основным направлением работ по разработке методики подушевого финансирования является повышение эффективности этих затрат и транспарентности распределения бюджетных средств.
Норматив подушевого финансирования является стоимостью предоставления образовательной услуги стандартного качества одному ребенку в существующих фактических условиях.
Система образования всегда содержит организации, предоставляющие образование повышенного качества. При нормативном подушевом финансировании это повышенное качество стимулируется через предоставление дополнительных финансовых средств (грантов), но только в обмен на конкретные высокие результаты.
Внедрение подушевого финансирования требует предоставления большей самостоятельности руководителям школ, в базовой модели предполагается, что они самостоятельно планируют оптимальную штатную численность и деление классов на группы для обеспечения баланса между расходами и результатом. Однако передача полномочий директорам школ всегда должна сопровождаться контролем соблюдения базовых норм законодательства в сфере обеспечения прав детей и работников.
При проведении расчетов будут учтены все действующие нормативные акты[1], устанавливающие требования к организации обучения, будут учтены. Если на основе анализа фактических данных будет выявлено, что ряд установленных норм нуждается в корректировке, будут представлены два варианта расчетов – с учетом действующих и скорректированных норм.
Часть показателей, необходимых для расчета нормативов, не регламентированы[2]– в этом случае значения будут рассчитаны на основе анализа фактических значений и фактических расходов.
На рисунке представлены основные факторы (установленные законодательством) которые оказывают влияние на объем расходов.
На данный момент, можно выделить 2 группы расходов (это следует из конструкции законодательства). К первой группе относятся расходы на оплату труда – требования к их размерам едины на территории Республики Казахстан. Ко второй группе относятся все остальные текущие расходы, которые напрямую зависят от цен в конкретном регионе.
Этим определяется базовый принцип разработки методики нормативного подушевого финансирования: для нормирования расходов на оплату труда необходимо применение норм республиканского законодательства (до реформы системы оплаты труда), для нормирования всех остальных текущих расходов необходим учет региональной специфики, тарифов и цен.
В следующей таблице представлены структурные части бюджета школы в условиях нормативного подушевого финансирования: реализация ГОСО[3] это часть бюджета, которая определяется в зависимости от числа детей и нормативов расходов на реализацию ГОСО. Содержание имущества также требует расходов, однако эти расходы связаны не столько с числом детей, сколько с фактической площадью занимаемых помещений (коммунальные расходы, налоги на имущество). Третья часть бюджета – это гранты, предоставляемые школам на конкурсной основе.
Анализ данных по коммунальным расходам должен выявить все факторы, влияющие на объем затрат (три основных направления: тип здания и его оснащенность, условия проведения занятий и наличие элементов инфраструктуры), и определить степень их влияния на величину расходов по содержанию имущества.
Ситуация в Казахстане характеризуется большим количеством малокомплектных школ. Доля малокомплектных школ в Республике Казахстан по разным данным составляет от 54% до 67%, в них обучаются более 16% детей Республики. Основным отличием малокомплектной школы является низкая наполняемость классов (в некоторых школах учится всего 5 детей).
Возможен расчет нормативов финансирования на учащегося и на класс. В школах нормальной наполняемости расчет нормативов на 1 ребенка доказал свою эффективность, поскольку расчет нормативов на класс может приводить к появлению большого числа классов с заниженной наполняемостью, в целях увеличения финансирования из бюджета.
Таким образом, для школ с нормальной наполняемостью нормативы финансирования будут определяться в расчете на одного учащегося, а для малокомплектной школы определение нормативов финансирования в расчете на 1 учащегося является некорректным. Стоимость обучения одного ребенка в классе с наполняемостью, например, 25 человек, отличается от стоимости обучения ребенка в классе с 5 детьми примерно в пять раз. Поэтому для малокомплектных школ предлагается определение норматива финансирования в расчете на класс.
Уровень развития инклюзивного образования в Казахстане крайне низок. В основном дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование в специальных (коррекционных) учреждениях. Эта ситуация требует изменения, и методика расчета нормативов подушевого финансирования может сыграть в этом вопросе существенную роль.
Как показала практика, недоучет потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья при расчете нормативов финансирования приводит к тому, что директорам школ невыгодно принимать таких детей, и они всячески уклоняются от предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья услуг инклюзивного образования. Это связано с тем, что обучение в обычной школе ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует дополнительных финансовых затрат. Если методика не учитывает эти затраты, директор школы оказывается перед выбором: тратить деньги на организацию инклюзивного образования, или на повышение качества образовательного процесса для всех, что никак не влияет на объем средств, выделяемых этой школе из бюджета.
Поэтому в методику расчета нормативов подушевого финансирования предлагается заложить прямые стимулы к развитию инклюзивного образования. Норматив финансирования образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычной школе должен учитывать его особые потребности и быть выше норматива финансирования, рассчитанного для обычных детей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в Республике Казахстан получают общее образование как в обычных школах, так и в специализированных учреждениях. Описанные выше методологические подходы к определению нормативов финансирования полностью применимы для расчета стоимости обучения этой категории детей в обычной школе, в тоже время необходим специальный анализ норм законодательства на предмет дополнительных социальных гарантий, которые обеспечивает школа за счет своего бюджета. Одной из таких гарантий является обеспечение бесплатным горячим питанием. Это повышает норматив финансирования обучения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (а также детей из малообеспеченных семей).
Расчет нормативов финансирования обучения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в специализированных учреждениях (школах-интернатах), требует учета других норм расходов по сравнению с обычной школой.
Для обеспечения гарантий неснижения финансового обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей из малообеспеченных семей, при разработке методологии нормативного подушевого финансирования будут учтены дополнительные расходы, связанные с обеспечением этих детей. Это также будет создавать стимулы для руководителей школ относится с особым вниманием к этой группе детей, и прилагать усилия для сохранения их контингента.
Итоговая методология нормативного подушевого финансирования будет представлять собой систему формул расчета стоимости обучения детей, в зависимости от их возрастных, социальных и особых потребностей, а также географических и других внешних условий, в которых проходит обучение.
Таким образом, ожидается достижение следующих результатов:
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
- Выравнивание финансового обеспечения ГОСО
- Учет объективных факторов, влияющих на величину расходов
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
- Созданы стимулы для директоров школ по разумному и эффективному использованию бюджетных ресурсов
- Высвобожденные средства остаются в школе и направляются на повышение оплаты труда и улучшение материальной базы
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
- Школы конкурируют за контингент и стремятся создать наиболее благоприятные условия для учеников
- Школы конкурируют за гранты и стремятся показывать лучшие результаты
ДОСТУПНОСТЬ
- Созданы финансовые стимулы для развития инклюзивного образования
- Малокомплектные школы сохраняются и получают финансирование независимо от числа детей